Цвет как средство выразительности
Его функции
Цвет– это свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра; свойство света, проходящего через окрашенную среду, воспринимать ее окраску. В узком смысле слова под Ц. Понимают цветовой тон(желтый, красный, синий и т.д.), определяющий своеобразие и природу каждого данного цветового оттенка вместе со светлотой, насыщенностью и яркостью Ц. Неисчерпаемое многообразие Ц. В природе основано на бесконечном множестве градаций светлого и темного, яркого и блеклого, интенсивного и мягкого в пределах каждого тона, на смешении Ц., образующем новые тона и оттенки, на взаимодействии Ц. Предметов и изменчивой окружающей среды. В самом широком значении Ц. Означает всю эту сложную и динамичную совокупность градаций, взаимодействия, смешения, изменчивости тонов и оттенков. Ц. в пластических искусствах, отражая цветовое богатство действительности, имеет особые возможности и особые функции, вытекающие из природы искусства.
Изобразительная функция Ц. в искусстве опирается на богатство Ц. в природе, но следует своей собственной системе, неизбежно более ограниченной в своих возможностях.
Статья о психологическом влиянии цвета
Функции цвета:
1.Изобразительная. Предметы и явления изображаются в их реальном цвете.Цвет зависит от освещения,
Шишкин И. «Сосна на севере диком»
явления блика,
Хруцкий И. «Цветы и плоды»
от плотности воздуха (голубые дали).
Шишкин Иван. «Кама близ Елабуги», 19 век
2.Выразительная. Художник выражает настроения, чувства, эмоции. С помощью колорита, сочетания цветов художник передает настроение своего произведения. Характеристики колорита:
· светлота (светлый – темный)
![]() |
|||
![]() |
|||
|
Рылов Аркадий. «В голубом просторе» Репин Илья. «Иван Грозный и сын его Иван
· насыщенность (яркие – блеклые)
![]() |
![]() |
Ван Гог Винсент. «Хижины» Гварди Франческо. «Пейзаж»
· теплота (теплый - холодный)
|
|||
![]() |
![]() |
||
|
«Пастушеская сцена»
Саврасов Алексей. «Грачи прилетели»
· соотношение цветов (контраст - близкие цвета)
|
|||
![]() |
![]() |
Верне Клод Жозеф. «Буря у скалистого берега» Поттер Паулюс. «Ферма»
3. Декоративная. Художник использует цвет, чтобы украсить свое произведение, он использует красивое сочетание цветов.
Кустодиев Б. «Купчиха»
4. Композиционная. Цвет выделяет главный предмет, главного героя. В этой функции работает явление контраста. Виды контраста:
на светлом фоне – темный цвет
Антуан Ватто. «Капризница»
на более темном фоне – белый предмет
на теплом – холодный
Кранах Лукас. «Венера и Амур».
Дега Эдгар, «Женщина, причесывающая волосы»
на холодном – теплый
Донген Ван (Кес), «Красная танцовщица»
на блеклом – яркий
Боннар Пьер, «Утро в Париже»
на ярком – блеклый
![]() ![]() |
Вернер А., «Глиняные сосуды»
Таблица «Использование функций цвета в разных видах изобразительного искусства»В графике
В живописи
В скульптуре
В архитектуре
В декоративно прикладном искусстве
нет изобразительной функции
есть все функции
декоративная, выразительная, изобразительной функции нет.
декоративная, выразительная, изобразительной функции нет.
декоративная функция, реже композиционная